Темная материя — главная загадка Вселенной

Темная материяЕще совсем недавно, а по космическим меркам так вообще мгновение назад, ученые были уверены, что знают о физической природе Вселенной многое. Представьте же себе шок научного сообщества, когда выяснилось, что исследуемая учеными видимая часть материи, называемая барионной, составляет всего лишь 5% от общей массы Вселенной. Остальные 95% скрыты от наблюдателей, не излучают света и не взаимодействуют с видимым веществом. Благодаря перечисленным свойствам это невидимое вещество стали называть «темной материей».

Предпосылки к открытию темной материи

Еще в начале прошлого века знаменитый астроном Фриц Цвики сделал интересное наблюдение. Он измерил скорости вращения галактик вокруг галактического центра в скоплении Волосы Вероники. Результаты исследования оказались весьма неожиданными: видимой массы вещества в галактическом скоплении явно было не достаточно для обеспечения скоростей вращения, подсчитанных Цвики. Основываясь на этих данных, он сделал вывод, что большая часть вещества в галактическом скоплении является невидимой для наблюдений и оказывает только гравитационное воздействие. Так, вероятно, была открыта темная материя.

Скопление темной материи в галактике

Через 40 лет о загадочной субстанции заговорили вновь. Теперь виновником нестыковок стал закон Кеплера, в соответствии с которым скорости вращения объектов в галактике должны уменьшатся при удалении от центра к периферии. Но проведенные исследования показали, что для множества галактик это правило не работает, и скорость вращения практически не изменяется при удалении от центра. Ввиду того, что видимого вещества на периферии галактик сконцентрировано в разы меньше, чем в центре, объяснить столь высокие скорости вращения можно только при наличии невидимой субстанции. Исходя из закона Кеплера, этой темной материи в количественном измерении должно быть в 10 раз больше, чем известная масса барионного вещества.

Стягивание материи силой гравитации после Большого взрыва

Еще одним косвенным подтверждением существования невидимой субстанции является сам факт образования галактик. Дело в том, что кинетическая энергия разлета вещества после Большого Взрыва была столь велика, что барионная материя не смогла бы обеспечить достаточную силу гравитационного притяжения, чтобы противостоять разлету. В таком случае образование космических тел было бы невозможно. Этот факт получил название галактического парадокса, и долгое время давал противникам теории Большого взрыва пищу для ее критики. Однако если взять в расчет массу темной материи, то никакого парадокса не будет. Тогда можно предположить, что сначала в галактики стягивались гигантские массы темного вещества, а уже эта масса создавала достаточно сильную гравитационную силу для образования звезд.

Из чего состоит невидимое вещество?

По современным представлениям, темную материю условно можно подразделить на 3 составные части. Во-первых, это барионная материя, которая практически не испускает собственного излучения. К таким объектам относятся класс звезд коричневые карлики, а также недавно обнаруженный горячий газ. Общая масса таких объектов составляет 4-5%.

Во-вторых, это небарионная вещество, основу которой составляют так называемые вимпы (от английского WIMP — слабовзаимодействующие массивные частицы). Как видно из названия, эти частицы крайне пассивны в плане взаимодействия с обычным веществом, ввиду чего обнаружить их до сих пор не удалось. Предполагается, что масса каждого вимпа должна превышать массу протона в десятки раз. Масса вимпов составляет 23% от общей массы невидимого вещества.

Последним элементом этой мозаики является темная энергия. О природе этой субстанции известно лишь то, что она распределена равномерно по всему космосу и обладает отрицательным давлением. Распределение темной материи и темной энергииИменно темная энергия заставляет Вселенную расширяться с нарастающим ускорением. Основным кандидатом на роль эту роль выступает вакуум, так как его плотность не уменьшается при расширении, что характеризует и неизвестную субстанцию. Вторым кандидатом является неизвестное сверхслабое поле, которое ученые окрестили квинтэссенцией. Темная энергия составляет 65% от общей массы невидимого вещества, и именно с ней связывают то, как будет развиваться Вселенная в будущем.

И напоследок, очень интересное видео о методах изучения Вселенной и исследовании космоса:

Опубликовал 7th Февраль 2011.

К записи есть 1 комментарий

Цитата «В общем и целом можно сделать вывод, что на 95% окружающий нас мир состоит из вещества и субстанции, о которых мы практически ничего не знаем. Обнадеживать нас может лишь то, что наука не стоит на месте и постепенно решает загадки природы, а значит и тайна темной материи рано или поздно будет раскрыта.» Новое это хорошо забытое старое, скажу даже принудительно забытое старое. Сто с лишним лет назад при помощи господина Эйнштейна было ликвидировано понятие мировой среды заполняющей всю Вселенную. В разные времена имя этой среды было разное, в Индии- Акаша, в др. Греции -Апейрон, в Европе -Эфир. Так что кто хочет понять суть так называемой тёмной материи, придётся возвращаться к первоисточникам.